воскресенье, 04 сентября 2011
Тохары. Белый народ, который проживал в серединной Азии, в пределах восточного Туркестана (ныне Синцзян-уйгурский автономный район КНР). Благодаря сухому климату пустыни Такла-Макан, человеческие останки в захоронениях не разложились, а мумифицировались. Когда археологи их обнаружили в 70-80 годах, прежде всего, обратили внимание на образцово европеоидные черты преданных земле людей. Они разительно отличались от современного населения тех мест – китайцев и уйгуров. На мумиях были русые и рыжие волосы, также сохранились одежда и наколки на теле. Возраст находок – 2-1 тысячелетие до Р. Х.

Дальше.

http://www.meshrep.com/PicOfDay/mummies/mummies.htm
Изучение мумий европеоидов, обнаруженных археологами в Синьцзяне и датируемых приблизительно 2000 лет до н. э., привело к выводу о том, что данные человеческие останки принадлежат тохарам - народу индоарийского происхождения. На сегодняшний день, общее мнение исследователей склоняется к тому, что предки тохаров могут быть идентифицированы с афанасьевской культурой, существовавшей в бассейне верхнего Енисея в III тыс. до н. э, и что примерно в конце этого тысячелетия они двинулись вниз, в район бассейна р. Тарим. Западные исследователи древнего Синьцзяна считают, что посредником между цивилизациями номадов-тохаров и земледельцев-китайцев была скотоводческая культура цицзя, зародившаяся в конце III тыс. до н. э. в провинциях Цинхай и Ганьсу. Вероятно, носители культуры цицзя вели военные действия против пастухов-прототохаров далеко на западе. Можно предположить, что в процессе этнокультурных контактов имело место частичное впитывание элементов индоевропейской коневодческой культуры. На первом этапе заимствования осуществлялись через скотоводческие племена цянов, принадлежавшие к сино-тибетской языковой семье и входившие в образование цицзя. А затем продолжились через племена культуры кэсинчжуан-II, идентифицируемые с непосредственными предками династии Чжоу.
Наиболее очевидным показателем западного влияния в раннем Китае является наличие запряженной лошадьми колесницы, подтвержденное результатами исследований литературы периода Чжоу и находками в Аньяне и других поселениях. Исследуя археологические данные по шанским и чжоуским колесницам, Э. Шонесси делает вывод о том, что лошади, так же как и колесницы, были западным нововведением в Китае и не могли прижиться вплоть до конца династии Шан. Наскальные рисунки колесниц, запряженных лошадьми, широко распространены в Центральной Азии - от Памира до Внутренней Монголии. Их датировка не ясна, но предположительно относится к тому же (шанскому) периоду. Есть слабая вероятность использования лошадей уже в Эрлитоу, где бронзовые бляшки в виде лошадиной псалии были найдены вместе с маленькими колокольчиками в двух могилах. Как заметила Фитцджеральд-Хубер, если эти находки идентифицировать с конской сбруей, то они станут доказательством использования лошадей под верх или для передвижения колесного транспорта в начале бронзового века.
Т. к. колесницы являются нововведением из западного, скорее всего индоевропейского источника, то следует учитывать лингвистические критерии на основе слов-заимствований. При этом необходимо отметить, что “тохарские” языки выступают в качестве промежуточного этапа при заимствовании индоевропейских слов в китайский и тюркские языки, а последние результаты работы Э. Пуллиблэнка в области сравнительного изучения древнекитайского и праиндоевропейского (ИЕ) языков доказывают родственную языковую связь между китайским ma “лошадь” и ИЕ *marko- “лошадь”, а также между китайским ju, che “колесо” и ИЕ *k-olo-, *k-ek olo- “колесо, повозка”.
Можно предположить, что носители культуры цицзя восприняли как материальные, так и идеологические элементы культуры своих новых грозных соседей. В религиозных традициях династий Шан и Чжоу центральное место занимал ритуал приношения в жертву овец и крупного рогатого скота. Этот факт, очевидно, объясняется степным влиянием. Что касается жертвоприношения лошади, которое, несомненно, являлось индоевропейской традицией, то его существование в Китае в тот период недостаточно ясно. Известно о существовании обряда жертвоприношения под названием ma, исполняемого во время установления лагеря военной экспедиции. Однако графема “лошадь” в данном иероглифе используется только в качестве фонетика, и предположение о том, что в качестве жертвы использовалась лошадь, будет слишком смелым. Тем не менее, в китайском ритуале Tai lao, или Великое Жертвоприношение, существует прямое соответствие с римской практикой. В качестве жертвы в период Чжоу использовали быка, овцу и свинью, которых Сын Неба подносил Богу Земли. Это точно совпадает с римской suovetaurilia - подношением богу Марсу тех же трех животных».
В.О. Опалев. Об особенностях ранних индоевропейско-китайских контактов.
http://www.nsu.ru/conf/issc/99/hist1/
Тохарский язык составляет отдельную группу индоевропейских языков. Примечательно, что самые восточные индоевропейцы по языку оказались ближе кельтам и италикам, чем иранцам и славянам. То есть его относят к западной группе кентум. Известные памятники тохарского языка относятся к гораздо более позднему времени, чем находки мумий - 5-8 век по Р. Х. – буддийские и манихейские писания. Первый тохарский письменный памятник в Кашгаре в конце 19 века обнаружил русский консул Н. Петровский.
Загадочный народ, самоназвание их неизвестно. Слово тохары происходит от тибетского tha-gar «белая голова», но возможно так именовали не их, а их соседей — иранцев, которые тоже относились к европеоидному расовому типу. Путь тохаров на восток тоже подробно не изучен, однако языковеды установили следы взаимодействия с финно-угорскими языками, следовательно тохары шли через Урал.
Отсюда.
@темы:
история, китай, мумии, тохары, индоевропейцы, расы, азия, европа