Являлась ли при этом "Своя игра" рейтинговым телепродуктом? Вот на этот вопрос однозначно не ответишь. С одной стороны, по словам постоянного ведущего программы Петра Кулешова, их рейтинги были выше средних по каналу. С другой — если показатели по Москве у "Своей игры" действительно неплохие, то в масштабах страны
телешоу давно уже не попадает в еженедельный "Топ-100". Впрочем, интеллектуальные игры вообще редкие гости в первой сотне. Кроме стабильно высокорейтингового "Поля чудес", где, впрочем, интеллектуальная составляющая давно сгинула под соленьями, халатами и криками "Аф-ф-фтамабиль!!!", в топе периодически появляются разве что "Кто хочет стать миллионером" и "Сто к одному", да и то обычно под номером "девяносто-с-хвостиком".
И вот здесь мы подходим к очень важному моменту. Телевизионные игры-викторины в последние годы — традиционно низкорейтинговый продукт. Да, когда-то они были очень популярны, но эти годы давно канули в Лету. Несмотря на все ухищрения продюсеров, шикарные декорации, умопомрачительный призовой фонд, небывалую величину показателя "количество лиц с обложек на квадратный метр студии" и т.п., средний срок жизни подобных проектов в последние 10-15 лет составляет полтора-два года. Не котируются они у сегодняшней телеаудитории — другого нынешний зритель из ящика ждет. Да вы вспомните сами, последним нашумевшим проектом телевикторины было пресловутое "Слабое звено", тоже уже почившее. А оно, на секундочку, вышло в 2001 году, 11 лет назад. После него и вспомнить нечего.
Что ни возникнет — тут же помрет. Одни мафусаилы телевизионные остались, набравшие популярность еще в те
былинные времена, когда девственный, не евший ничего слаще черемши зритель завороженно повторял шепотом: "Есть такая буква!" Самая молодая из ныне идущих интеллектуальных программ на эрудицию (если не считать
только что стартовавших) — это передача "Самый умный" (2003 год), которая по возрасту скоро уже обгонит своих участников. За 10 лет в этом секторе — ничего нового. Вообще.
Получаем неутешительный вывод: аудитория телевикторин ушла от голубых экранов, давно ушла. Самоотчислилась из телезрителей. А каналы, извините, на самоокупаемости. Вот и работают с той аудиторией, которую имеют.
Так что же, спросите вы, выходит, правильно поступило руководство НТВ, закрыв "Свою игру"? Выходит, не на кого нам, высокоинтеллектуальным, пенять, кроме как на самих себя, дезертировавших от телевизора в торренты и фейсбуки?
А вот и нет. Поступок руководства НТВ недальновиден хотя бы потому, что та же "Своя игра" держала на канале
пусть небольшую, но стабильную аудиторию средних лет с высоким уровнем образования. А в последние два-три года практически все федеральные каналы один за другим объявляют "реконкисту" и отправляются в "крестовый
поход" за ее, аудитории, возвращением. Хотя бы потому, что оставшиеся пенсионеры, охранники и декретные мамы — обычно люди с невысоким достатком, отчего рекламодатели морщат нос.
Но другая причина гораздо интереснее. Вы обратите внимание — история с закрытием "Своей игры" так нашумела именно потому, что она беспрецедентна. Несмотря на всю "дебилизацию", практически у каждого федерального канала есть свой "почетный пенсионер эфира", от которого никто избавляться не собирается. Взять ту же нишу
телевикторин. У "России" есть "Сто к одному", которым уже 17 лет, но они каждую неделю гадают, как называется человек, который смотрит в линзу. Первый до сих пор держит насквозь архаичных "Умников и умниц", которым,
только не смейтесь, — 22-й год! Вы вдумайтесь: человек советским пионером ее смотреть начал, вырос, школу окончил, в армии отслужил, женился, ребенка родил, его вырастил, уже в подъезде с сигаретой застукать успел — а они все ходят по красной дорожке и вручают друг другу орден Шелкового Умника на бечевке. И ничего, походят еще!
А знаете почему? Потому что кроме рейтинга есть такие неподсчитываемые, но оборачивающиеся вполне осязаемой монетой понятия, как "лояльность аудитории", "традиции" и "лицо канала". В сегодняшнем мире все слишком быстро меняется, что порождает психологический дискомфорт. Человеку нужны некие стабильные точки, своеобразные якоря, за которые можно зацепиться. И каналы, которые их предоставляют, вызывают чувство привыкания, к ним возвращаются. Грубо говоря, что бы в стране ни происходило, но Хрюша и Степашка вечером в ящике должны появиться обязательно, иначе это война и разруха, бога нет и все дозволено.
Подобного символического капитала "Своя игра" за 18 лет наработала столько, что подобными кадрами бросаться просто грех. Так что, возможно, мы еще услышим: ""Два капитана", пятьсот, пожалуйста!"
Отсюда.