"Ну вот и всё. У подножия гильотины трупы были сложены в тележки, головы – в отдельный ящик, и процессия двинулась от площади Революции к кладбищу Эрранси, что у заставы Монсо. Дверь в городской стене открылась, пропуская телеги и комиссара полиции, и тут же захлопнулась. Никаких зрителей. Никаких посторонних не должно было оказаться у этой могилы. Никто не должен был узнать, куда положили тела.
Похороны двадцати одного казнённого 10 термидора (плюс Филипп Леба, застрелившийся предыдущей ночью в ратуше) – сто девяносто три ливра, включая стоимость извести – извести, которая сожжет их, "чтобы воспрепятствовать обожествлению" когда-нибудь. И семь ливров – для ровного счёта – могильщикам…
Это нужно, должно быть, ещё раз написать жирными буквами. По приказу Конвента, чтобы никто и никогда…
И вот при этом при всём – при стремлении уничтожить останки без следа, скрыть само расположение могилы – существует живучая легенда о том, что женщине по имени Мария Гроссхольц, фактически приёмной родственнице и ученице доктора Курциуса, державшего в Париже, на улице Тампль, кабинет восковых фигур, удалось снять посмертную маску Робеспьера.
И жива эта история до сих пор. А всё оттого, что Мария, сперва унаследовавшая от умершего в 1794 году Курциуса его коллекцию, вышедшая через несколько лет замуж за господина по фамилии Тюссо, а потом перебравшаяся вместе со своими работами и учениками в Англию, предъявляла доказательство.
Доказательство в виде "той самой" снятой после казни маски Робеспьера.
Собственно, вот так выглядела голова, выставленная в музее мадам Тюссо, на тот момент, когда до неё добралась фотография.
Дальше много мрачных макабрических фото, не рекомендуемых тем, кто боится отрубленных голов.читать дальше
Похороны двадцати одного казнённого 10 термидора (плюс Филипп Леба, застрелившийся предыдущей ночью в ратуше) – сто девяносто три ливра, включая стоимость извести – извести, которая сожжет их, "чтобы воспрепятствовать обожествлению" когда-нибудь. И семь ливров – для ровного счёта – могильщикам…
Это нужно, должно быть, ещё раз написать жирными буквами. По приказу Конвента, чтобы никто и никогда…
И вот при этом при всём – при стремлении уничтожить останки без следа, скрыть само расположение могилы – существует живучая легенда о том, что женщине по имени Мария Гроссхольц, фактически приёмной родственнице и ученице доктора Курциуса, державшего в Париже, на улице Тампль, кабинет восковых фигур, удалось снять посмертную маску Робеспьера.
И жива эта история до сих пор. А всё оттого, что Мария, сперва унаследовавшая от умершего в 1794 году Курциуса его коллекцию, вышедшая через несколько лет замуж за господина по фамилии Тюссо, а потом перебравшаяся вместе со своими работами и учениками в Англию, предъявляла доказательство.
Доказательство в виде "той самой" снятой после казни маски Робеспьера.
Собственно, вот так выглядела голова, выставленная в музее мадам Тюссо, на тот момент, когда до неё добралась фотография.
Дальше много мрачных макабрических фото, не рекомендуемых тем, кто боится отрубленных голов.читать дальше